Доклад о результатах полугодовой работы Комиссии по вопросам профилактики правонарушений в сфере ТД


Дата публикации: 24.05.2019


Доклад о результатах полугодовой работы Комиссии по вопросам профилактики правонарушений в сфере ТД Комиссия по вопросам профилактики правонарушений в сфере таможенного дела при Экспертно-консультативном совете по реализации таможенной политики при ФТС РФ (далее по тексту Комиссия) была создана Приказом ФТС РФ от 29.10.18 № 1747. Основной целью создания и работы Комиссии является совместная работа по предупреждению и профилактике совершения противоправных деяний в сфере таможенного дела со стороны предпринимателей, что особенно актуально в связи с увеличением числа правонарушений в сфере таможенного дела по результатам 2018 года по сравнению с показателями 2017 года. Согласно публичной информации, размещенной на сайте ФТС РФ, таможенными органами в 2018 году возбуждено 143148 дел об административной ответственности, из которых 56,5% в отношении юридических лиц и предпринимателей. 44036 (30,7%) от общего числа административных производств правонарушений возбуждено по статье 19.7.13 КоАП РФ (непредставление статистической формы, несвоевременное преставление, недостоверные сведения), 32212 (22,5%) административных производств возбуждено за недекларирование или недостоверное декларирование, 13939 (9,7%) за нарушения в области валютного регулирования, 14026 (9,8%) за нарушение запретов и ограничений, 104213 (27,3%) иные правонарушения в области таможенного дела. Указанная статистика демонстрирует тот факт, что подавляющее большинство правонарушений (более 40%) не связано непосредственно с таможенным администрированием и регулированием, а со сферами правового регулирования, где компетенция таможенных органов по контролю дополнительно делегирована (статистика взаимной торговли, валютное регулирование). Исходя из того, что правонарушения, связанные с непредставлением, несвоевременным представлением статистических форм, совершаются только юридическими лицами (включая предпринимателей), то публичные сведения ФТС РФ дают основание полагать, что в сфере таможенного регулирования (включая валютное) юридическими лицами за 2018 год совершено 37218 правонарушений, то есть только 26% от общего числа. В ходе работы Комиссии (в том числе рабочей группы) обсуждались следующие вопросы правоприменительной практики: 1. Применение разъяснений ФТС РФ от 15.08.2018 при привлечении к ответственности по части 3 статьи 16.2 КОАП РФ - ФТС РФ при рассмотрении жалоб предпринимателей на постановления о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 принимает во внимание указанные разъяснения, ряд постановлений был отменен. - практика пока не сформирована (на январь 2019) необходимо провести мониторинг правоприменения и вернуться к обсуждению позже. Комментарий: по информации, поступившей от предпринимателей, на апрель 2019 года отсутствует единообразие практики. В ряде регионов таможенные органы придерживаются старых подходов. Отличается практика решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции по сходным обстоятельствам 2. Применение методики взвешивания фасованных товаров при определении недостоверных сведений о весе брутто/нетто товаров для целей привлечения к административной ответственности по составам статей 16.1 и 16.2 КоАП РФ - получена методика взвешивания с сопроводительным письмом ФТС РФ в региональные управления; - проведен вебинар для широкого круга предпринимателей по методике взвешивания с запросом предложений по применению методики; - практика пока не сформирована, необходим мониторинг, в том числе с привлечением предпринимательского сообщества. Комментарий: на март 2019 года получена позиция перевозчиков о том, что методика слишком сложная для применения, в ходе таможенного контроля не применяется широко, однако, случаев по оспариванию результатов взвешивания не поступало. 3. Привлечение к административной ответственности по статье 19.7.13 КоАП РФ - поддержали предложения ФТС РФ по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 и внесение изменений в статью 19.7.13 в части добавления предупреждения в качества санкции. - предложения предпринимательского сообщества по проектам указанных выше актов не поддержаны. 4. Привлечение к административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ - предоставлены разъяснения ФТС РФ, направленные в нижестоящие органы по определению субъективной стороны правонарушения. - проведен вебинар для широкого круга предпринимателей по разъяснению практики привлечения к административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ. - не поддержаны предложения предпринимательского сообщества по формированию более определенных методических разъяснений в связи с отсутствием единообразной практики. - поддержано предложение представителей РЭЦ о согласовании совместного плана мероприятий по совершенствованию практики применения статьи 15.25 КоАП РФ. 5. Сокращение сроков проведения административного расследования. - предоставлено письмо ФТС о порядке продления сроков административного расследования. 6. Практика применения привлечения к ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в отношении товаров ЕАЭС при перемещении в Калининградскую область транзитом с территории ЕАЭС. - со стороны ФТС РФ представлена статистическая информация о привлечении к ответственности перевозчиков в Калининградской области по части 3 ст.16.1 КоАП РФ. - предложения предпринимательского сообщества по упрощению подходов к контролю товаров ЕАЭС, перемещаемых транзитом, с учетом особенностей, установленных главой 22 ТК ЕАЭС не поддержаны. 7. Применение освобождения от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ) и применение предупреждения (ст. 4.1.1 КоАП РФ) - не поддерживаются предложения предпринимателей по выпуску отдельных рекомендаций по применению 2.9 КоАП РФ. Рекомендовано руководствоваться Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2010 №10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" - применение 4.1.1 КоАП РФ не обсуждалось, однако представителями УТРД предоставлена информация о том, что при одновременном возбуждении нескольких АП в отсутствие вступившего в силу Постановления о привлечении к административной ответственности предупреждение может быть применено по всем Постановлениям. Предложено информировать УТРД о случаях отказа в применении предупреждений при множественных АП. - принята во внимание информация от предпринимательского сообщества об отсутствии единообразной практики в применении 8. Правоприменительная практика по статье 16.2 КоАП РФ - предложения бизнеса о разделении составов части 1 статьи 16.2 не поддержаны. - предложения бизнеса об исключении конфискации по всем частям 16.2 КоАП РФ не поддержаны. - предложения бизнеса по исключению ответственности по части 3 ст.16.2 для таможенных представителей не поддержаны. - принята во внимание информация бизнеса об отсутствии единообразной практики по вопросам выпуска товаров без изъятия, а также о существенных для бизнеса издержках в случае изъятия товаров. - доведена до представителей УТРД информация о возбуждении дел об административных правонарушениях по статье 16.2 КоАП РФ при сумме ущерба менее 5 евро. Таким образом, по всем наиболее проблемным направлениям привлечения предпринимателей к административной ответственности в ходе работы Комиссии представителями предпринимательского сообщества доведена обеспокоенность тем, что составы административных правонарушений в сфере таможенного регулирования и меры ответственности за их нарушение не соответствуют критериям необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям. По мнению бизнеса противоречивая правоприменительная практика ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (физических лиц) и их объединений (юридических лиц) от произвольного административно-юрисдикционного преследования и наказания. В ходе работы комиссии и рабочей группы представителями предпринимателей также была высказана обеспокоенность тем, что административные штрафы за совершение административных правонарушений в сфере таможенного регулирования, имеющих значительные минимальные пределы, в том числе возможность конфискации, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости. Составы административных правонарушений в сфере таможенного регулирования не могут вместить всего многообразия спорных ситуаций, поэтому правоприменительная практика привлечения к административной ответственности в большинстве случаев формируется с учетом обзоров правоприменительной практики, судебной практики, рекомендаций и разъяснений таможенной службы, поэтому в ряде случаев практику, которая, по мнению предпринимателей, не отвечает принципам административного процесса, целям и задачам государственного регулирования таможенных правоотношений и презумпции добросовестности предпринимателя, бизнес-сообщество предложило урегулировать путем выпуска дополнительных разъяснений и рекомендаций и только в исключительных случаях (как устранение конфискации, разделение составов) необходимо внесение изменений в КоАП РФ. В свою очередь, представителями ФТС РФ доведена до сведения бизнеса позиция таможенной службы о нецелесообразности внесения изменений в КоАП РФ, а также выпуска рекомендаций по любым спорным вопросам в связи с тем, что ни одна рекомендация не сможет охватить всех особенностей и возможных вариантов предпринимательской деятельности, поэтому не исключит спорных вопросов в дальнейшем, но только усилит правовую неопределенность ряда спорных моментов. В большинстве спорных случаев, по мнению представителей ФТС РФ, необходимы поправки в нормы материального права – ТК ЕАЭС, Решения ЕЭК, нормативно-правовые акты российского законодательства. Таким образом, считаем дальнейшее обсуждение предложений бизнес-сообщества по внесению изменений в КоАП РФ на площадке Комиссии низко эффективным и предлагаем перенести такое обсуждение на независимую площадку, например площадку плана «трансформация делового климата». Вместе с тем открытый диалог и обмен информацией между бизнес-сообществом и таможенной службой, по мнению предпринимательского сообщества, представляют возможность наиболее объективного анализа правоохранительной ситуации в сфере таможенного регулирования в РФ, что может послужить дополнительной основой для повышения эффективности процесса предупреждения нарушения таможенных правонарушений в сфере таможенного регулирования. Публикация всех материалов работы Комиссии вызывает неизменно высокий интерес у представителей бизнеса. Учитывая изложенное, считаем возможным оценить такую деятельность комиссии по обмену информацией с предпринимательским сообществом как удовлетворительную, однако, предлагаем совместно с представителями ФТС РФ выработать более приемлемый для обеих сторон формат диалога, позволяющего представителям предпринимательского сообщества более эффективно участвовать через членов экспертного совета в процессах профилактики совершения правонарушений в сфере таможенного регулирования. Положительным считаем опыт проведения вебинаров с участием представителей УТРД ФТС РФ для широкого круга предпринимателей. Информирование о практике применения действующего законодательства дает предпринимателям сценарий правомерного поведения в тех или иных спорных ситуациях, понимание возможности минимизации рисков нарушения действующего таможенного регулирования при обычном ходе осуществлении хозяйственной деятельности повышают общую правовую определенность. Считаем, что в план профилактики совершения правонарушений ФТС РФ следует не только включить мероприятие по регулярному проведению вебинаров (участия сотрудников УТРД в вебинарах), но и регулярную публикацию материалов таких вебинаров на публичных ресурсах ФТС РФ и интернет пространства с выстраиванием обратной связи через чаты, форумы, опросы в открытых источниках информации. По мнению экспертов, любое профессиональное публичное информирование предпринимателей со стороны ФТС РФ с обратной связью или без таковой окажет позитивное влияние на снижение количества нарушений в сфере таможенного регулирования. Дополнительно, хотелось бы отметить инициативу Российского экспортного центра с предложением о создании и реализации совместного плана по профилактике правонарушений по статье 15.25 КоАП РФ по согласованию с ФТС РФ при активном содействии специалистов и ресурсов РЭЦ. По результатам такой работы считаем возможным определение наиболее эффективных механизмов взаимодействия с общественными объединениями предпринимателей, в том числе по отраслям и отдельным направлениям деятельности для выработки точечных механизмов предупреждения (профилактики) правонарушений по отдельным составам. Вместе с тем, поскольку объективным показателем работы Комиссии, в том числе, являются показатели привлечения предпринимателей к административной ответственности в сфере таможенного и валютного регулирования, то считаем возможным предложить ФТС РФ ежеквартально публиковать развернутую статистическую информацию о количестве случаев привлечения к ответственности по вышеуказанным категориям для анализа и своевременного совместного реагирования. Координатор комиссии от предпринимательского сообщества. Ответственный секретарь комитета по таможенному регулированию ООО «Деловая Россия» Чурсина А.Ю. Источник: www.opencustoms.ru/post/доклад-о-результатах-полугодовой-работы-комиссии-по-вопросам-профилактики-правонарушений-в-сфере-тд









Раскажите новость своим друзьям в социальных сетях:

Последние новости

28.05.2019
ФТС могут отдать право проводить дознание по делам о контрабанде

Российской таможне могут передать право проведения дознания по делам о контрабанде сигарет, алкоголя и других товаров. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс предложил Минфин, проект уже проходит процедуру обсуждения.

22.05.2019
Постановление Правительства РФ от 15.05.2019 N 600 "Об утверждении Положения о возмещении из федерального бюджета издержек"

Постановление Правительства РФ от 15.05.2019 N 600 "Об утверждении Положения о возмещении из федерального бюджета издержек, понесенных лицом в связи с хранением, демонтажем, перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой) товаров, в отношении которых в ходе проведения таможенной проверки не установлено нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании"

22.05.2019
Булавин ждет Ивина в заместители

Владимир Ивин рассматривается на должность заместителя руководителя ФТС

17.05.2019
ВС расскажет, как взыскать судебные издержки с госоргана.

Пленум ВС обсудил, как действовать юристам, которые выиграли спор у государства.

17.04.2019
ФТС составила перечень причин отказов системы в авторегистрации деклараций

Таможенная служба проанализировала наиболее частые причины отказов в автоматической регистрации декларации на товары (ДТ) из-за «субъективных» ошибок и подготовила памятку участникам ВЭД.

21.03.2019
ФТС: «СУР — это чёрный ящик»

Система управления рисками (СУР) давно стала для Федеральной таможенной службы главным инструментом таможенного контроля. В ФТС заверяют, что требования к цифровизации контроля заставляют совершенствовать подходы к проверкам таможенной стоимости.

21.03.2019
Регрессные иски ФТС к инспекторам: суды против

Суды Санкт-Петербурга один за другим отказывают Федеральной таможенной службе (ФТС) в возмещении ущерба казне в порядке регресса с собственных же сотрудников.

20.03.2019
Работы для юристов становится меньше

Мало кто обратил внимание на итоговые цифры по результатам правовой работы ФТС. Между тем, в 2018 году, по информации ведомства, участники ВЭД предъявили к таможенным органам в 1,8 раза меньше исков...

20.03.2019
Количество проигранных таможней дел сократилось до минимума

Продолжаем анализировать итоги ушедшего года. Похоже, лозунг ФТС, отраженный в Комплексной программе развития до 2020 года «10 шагов навстречу бизнесу» не оказался пустой бравадой.



Основные услуги


Мы работаем в следующих городах и регионах Российской Федерации:

Санкт-Петербург
Белгород
Брянск
Крым
Елец
Иваново
Калуга
Кострома
Ковров
Курск
Липецк
Новомосковск
Обнинск
Орел
Рыбинск
Рязань
Севастополь
Смоленск
Старый Оскол
Тамбов
Тула
Тверь
Владимир
Владивосток
Воронеж
Ярославль



Полезная информация




Партнерская реклама


  • Альянс Оптических Систем - оптовая продажа микроскопов
  •