Доклад о результатах полугодовой работы Комиссии по вопросам профилактики правонарушений в сфере ТД


Дата публикации: 24.05.2019


Доклад о результатах полугодовой работы Комиссии по вопросам профилактики правонарушений в сфере ТД Комиссия по вопросам профилактики правонарушений в сфере таможенного дела при Экспертно-консультативном совете по реализации таможенной политики при ФТС РФ (далее по тексту Комиссия) была создана Приказом ФТС РФ от 29.10.18 № 1747. Основной целью создания и работы Комиссии является совместная работа по предупреждению и профилактике совершения противоправных деяний в сфере таможенного дела со стороны предпринимателей, что особенно актуально в связи с увеличением числа правонарушений в сфере таможенного дела по результатам 2018 года по сравнению с показателями 2017 года. Согласно публичной информации, размещенной на сайте ФТС РФ, таможенными органами в 2018 году возбуждено 143148 дел об административной ответственности, из которых 56,5% в отношении юридических лиц и предпринимателей. 44036 (30,7%) от общего числа административных производств правонарушений возбуждено по статье 19.7.13 КоАП РФ (непредставление статистической формы, несвоевременное преставление, недостоверные сведения), 32212 (22,5%) административных производств возбуждено за недекларирование или недостоверное декларирование, 13939 (9,7%) за нарушения в области валютного регулирования, 14026 (9,8%) за нарушение запретов и ограничений, 104213 (27,3%) иные правонарушения в области таможенного дела. Указанная статистика демонстрирует тот факт, что подавляющее большинство правонарушений (более 40%) не связано непосредственно с таможенным администрированием и регулированием, а со сферами правового регулирования, где компетенция таможенных органов по контролю дополнительно делегирована (статистика взаимной торговли, валютное регулирование). Исходя из того, что правонарушения, связанные с непредставлением, несвоевременным представлением статистических форм, совершаются только юридическими лицами (включая предпринимателей), то публичные сведения ФТС РФ дают основание полагать, что в сфере таможенного регулирования (включая валютное) юридическими лицами за 2018 год совершено 37218 правонарушений, то есть только 26% от общего числа. В ходе работы Комиссии (в том числе рабочей группы) обсуждались следующие вопросы правоприменительной практики: 1. Применение разъяснений ФТС РФ от 15.08.2018 при привлечении к ответственности по части 3 статьи 16.2 КОАП РФ - ФТС РФ при рассмотрении жалоб предпринимателей на постановления о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 принимает во внимание указанные разъяснения, ряд постановлений был отменен. - практика пока не сформирована (на январь 2019) необходимо провести мониторинг правоприменения и вернуться к обсуждению позже. Комментарий: по информации, поступившей от предпринимателей, на апрель 2019 года отсутствует единообразие практики. В ряде регионов таможенные органы придерживаются старых подходов. Отличается практика решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции по сходным обстоятельствам 2. Применение методики взвешивания фасованных товаров при определении недостоверных сведений о весе брутто/нетто товаров для целей привлечения к административной ответственности по составам статей 16.1 и 16.2 КоАП РФ - получена методика взвешивания с сопроводительным письмом ФТС РФ в региональные управления; - проведен вебинар для широкого круга предпринимателей по методике взвешивания с запросом предложений по применению методики; - практика пока не сформирована, необходим мониторинг, в том числе с привлечением предпринимательского сообщества. Комментарий: на март 2019 года получена позиция перевозчиков о том, что методика слишком сложная для применения, в ходе таможенного контроля не применяется широко, однако, случаев по оспариванию результатов взвешивания не поступало. 3. Привлечение к административной ответственности по статье 19.7.13 КоАП РФ - поддержали предложения ФТС РФ по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 и внесение изменений в статью 19.7.13 в части добавления предупреждения в качества санкции. - предложения предпринимательского сообщества по проектам указанных выше актов не поддержаны. 4. Привлечение к административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ - предоставлены разъяснения ФТС РФ, направленные в нижестоящие органы по определению субъективной стороны правонарушения. - проведен вебинар для широкого круга предпринимателей по разъяснению практики привлечения к административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ. - не поддержаны предложения предпринимательского сообщества по формированию более определенных методических разъяснений в связи с отсутствием единообразной практики. - поддержано предложение представителей РЭЦ о согласовании совместного плана мероприятий по совершенствованию практики применения статьи 15.25 КоАП РФ. 5. Сокращение сроков проведения административного расследования. - предоставлено письмо ФТС о порядке продления сроков административного расследования. 6. Практика применения привлечения к ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в отношении товаров ЕАЭС при перемещении в Калининградскую область транзитом с территории ЕАЭС. - со стороны ФТС РФ представлена статистическая информация о привлечении к ответственности перевозчиков в Калининградской области по части 3 ст.16.1 КоАП РФ. - предложения предпринимательского сообщества по упрощению подходов к контролю товаров ЕАЭС, перемещаемых транзитом, с учетом особенностей, установленных главой 22 ТК ЕАЭС не поддержаны. 7. Применение освобождения от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ) и применение предупреждения (ст. 4.1.1 КоАП РФ) - не поддерживаются предложения предпринимателей по выпуску отдельных рекомендаций по применению 2.9 КоАП РФ. Рекомендовано руководствоваться Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2010 №10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" - применение 4.1.1 КоАП РФ не обсуждалось, однако представителями УТРД предоставлена информация о том, что при одновременном возбуждении нескольких АП в отсутствие вступившего в силу Постановления о привлечении к административной ответственности предупреждение может быть применено по всем Постановлениям. Предложено информировать УТРД о случаях отказа в применении предупреждений при множественных АП. - принята во внимание информация от предпринимательского сообщества об отсутствии единообразной практики в применении 8. Правоприменительная практика по статье 16.2 КоАП РФ - предложения бизнеса о разделении составов части 1 статьи 16.2 не поддержаны. - предложения бизнеса об исключении конфискации по всем частям 16.2 КоАП РФ не поддержаны. - предложения бизнеса по исключению ответственности по части 3 ст.16.2 для таможенных представителей не поддержаны. - принята во внимание информация бизнеса об отсутствии единообразной практики по вопросам выпуска товаров без изъятия, а также о существенных для бизнеса издержках в случае изъятия товаров. - доведена до представителей УТРД информация о возбуждении дел об административных правонарушениях по статье 16.2 КоАП РФ при сумме ущерба менее 5 евро. Таким образом, по всем наиболее проблемным направлениям привлечения предпринимателей к административной ответственности в ходе работы Комиссии представителями предпринимательского сообщества доведена обеспокоенность тем, что составы административных правонарушений в сфере таможенного регулирования и меры ответственности за их нарушение не соответствуют критериям необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям. По мнению бизнеса противоречивая правоприменительная практика ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (физических лиц) и их объединений (юридических лиц) от произвольного административно-юрисдикционного преследования и наказания. В ходе работы комиссии и рабочей группы представителями предпринимателей также была высказана обеспокоенность тем, что административные штрафы за совершение административных правонарушений в сфере таможенного регулирования, имеющих значительные минимальные пределы, в том числе возможность конфискации, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости. Составы административных правонарушений в сфере таможенного регулирования не могут вместить всего многообразия спорных ситуаций, поэтому правоприменительная практика привлечения к административной ответственности в большинстве случаев формируется с учетом обзоров правоприменительной практики, судебной практики, рекомендаций и разъяснений таможенной службы, поэтому в ряде случаев практику, которая, по мнению предпринимателей, не отвечает принципам административного процесса, целям и задачам государственного регулирования таможенных правоотношений и презумпции добросовестности предпринимателя, бизнес-сообщество предложило урегулировать путем выпуска дополнительных разъяснений и рекомендаций и только в исключительных случаях (как устранение конфискации, разделение составов) необходимо внесение изменений в КоАП РФ. В свою очередь, представителями ФТС РФ доведена до сведения бизнеса позиция таможенной службы о нецелесообразности внесения изменений в КоАП РФ, а также выпуска рекомендаций по любым спорным вопросам в связи с тем, что ни одна рекомендация не сможет охватить всех особенностей и возможных вариантов предпринимательской деятельности, поэтому не исключит спорных вопросов в дальнейшем, но только усилит правовую неопределенность ряда спорных моментов. В большинстве спорных случаев, по мнению представителей ФТС РФ, необходимы поправки в нормы материального права – ТК ЕАЭС, Решения ЕЭК, нормативно-правовые акты российского законодательства. Таким образом, считаем дальнейшее обсуждение предложений бизнес-сообщества по внесению изменений в КоАП РФ на площадке Комиссии низко эффективным и предлагаем перенести такое обсуждение на независимую площадку, например площадку плана «трансформация делового климата». Вместе с тем открытый диалог и обмен информацией между бизнес-сообществом и таможенной службой, по мнению предпринимательского сообщества, представляют возможность наиболее объективного анализа правоохранительной ситуации в сфере таможенного регулирования в РФ, что может послужить дополнительной основой для повышения эффективности процесса предупреждения нарушения таможенных правонарушений в сфере таможенного регулирования. Публикация всех материалов работы Комиссии вызывает неизменно высокий интерес у представителей бизнеса. Учитывая изложенное, считаем возможным оценить такую деятельность комиссии по обмену информацией с предпринимательским сообществом как удовлетворительную, однако, предлагаем совместно с представителями ФТС РФ выработать более приемлемый для обеих сторон формат диалога, позволяющего представителям предпринимательского сообщества более эффективно участвовать через членов экспертного совета в процессах профилактики совершения правонарушений в сфере таможенного регулирования. Положительным считаем опыт проведения вебинаров с участием представителей УТРД ФТС РФ для широкого круга предпринимателей. Информирование о практике применения действующего законодательства дает предпринимателям сценарий правомерного поведения в тех или иных спорных ситуациях, понимание возможности минимизации рисков нарушения действующего таможенного регулирования при обычном ходе осуществлении хозяйственной деятельности повышают общую правовую определенность. Считаем, что в план профилактики совершения правонарушений ФТС РФ следует не только включить мероприятие по регулярному проведению вебинаров (участия сотрудников УТРД в вебинарах), но и регулярную публикацию материалов таких вебинаров на публичных ресурсах ФТС РФ и интернет пространства с выстраиванием обратной связи через чаты, форумы, опросы в открытых источниках информации. По мнению экспертов, любое профессиональное публичное информирование предпринимателей со стороны ФТС РФ с обратной связью или без таковой окажет позитивное влияние на снижение количества нарушений в сфере таможенного регулирования. Дополнительно, хотелось бы отметить инициативу Российского экспортного центра с предложением о создании и реализации совместного плана по профилактике правонарушений по статье 15.25 КоАП РФ по согласованию с ФТС РФ при активном содействии специалистов и ресурсов РЭЦ. По результатам такой работы считаем возможным определение наиболее эффективных механизмов взаимодействия с общественными объединениями предпринимателей, в том числе по отраслям и отдельным направлениям деятельности для выработки точечных механизмов предупреждения (профилактики) правонарушений по отдельным составам. Вместе с тем, поскольку объективным показателем работы Комиссии, в том числе, являются показатели привлечения предпринимателей к административной ответственности в сфере таможенного и валютного регулирования, то считаем возможным предложить ФТС РФ ежеквартально публиковать развернутую статистическую информацию о количестве случаев привлечения к ответственности по вышеуказанным категориям для анализа и своевременного совместного реагирования. Координатор комиссии от предпринимательского сообщества. Ответственный секретарь комитета по таможенному регулированию ООО «Деловая Россия» Чурсина А.Ю. Источник: www.opencustoms.ru/post/доклад-о-результатах-полугодовой-работы-комиссии-по-вопросам-профилактики-правонарушений-в-сфере-тд









Раскажите новость своим друзьям в социальных сетях:

Последние новости

03.05.2020
Ограниченя на вывоз медицинских изделий сняты

Правительство Российской Федерации сняло запрет на вывоз с территории РФ медицинских товаров

17.04.2020
Количество сотрудников таможни увеличится вдвое

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2020 года №509, предельное количество сотрудников региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, организаций, находящихся в ведении ФТС России, которым присваиваются специальные звания, увеличится с 13968 до 25834 единиц.

01.04.2020
В уголовный кодекс РФ внесены изменения

Сегодня приняты и опубликованы в установленном порядке поправки в статью 193 Уголовного кодекса РФ - “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации”

18.03.2020
Проверки - приостановить!

Михаил Мишустин дал поручения, направленные, в частности, на приостановление назначения выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок

04.02.2020
С 4 февраля 2020 года при перемещении свыше 100 тыс. долларов физлица обязаны предоставлять подтверждающие документы

C 4 февраля 2020 года при единовременном перемещении одним физическим лицом через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на общую сумму свыше 100 тыс. долларов США (в эквиваленте) одновременно с подачей пассажирской таможенной декларации необходимо предоставлять документы, подтверждающие происхождение таких средств.

27.01.2020
Новая форма пассажирской таможенной декларации

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 г. № 124
"О таможенном декларировании товаров для личного пользования"

07.01.2020
Транзит санкционных товаров только под пломбой

Вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации"

02.12.2019
Верховный суд отменил порядок проведения досмотра

Верховный суд Российской Федерации признал недействующим установленный порядок проведения таможенного досмотра



Основные услуги


Мы работаем в следующих городах и регионах Российской Федерации:

Санкт-Петербург
Белгород
Брянск
Крым
Елец
Иваново
Калуга
Кострома
Ковров
Курск
Липецк
Новомосковск
Обнинск
Орел
Рыбинск
Рязань
Севастополь
Смоленск
Старый Оскол
Тамбов
Тула
Тверь
Владимир
Владивосток
Воронеж
Ярославль


internal error: object has an error status 404 in getChildren_Objects()