Письмо Федеральной таможенной службы от 26.10.2017 № 21-101/60407 «Обзор типичных нарушений, подлежащих исключению из практики таможенных органов при принятии решений о корректировке таможенной стоимости товаров»


Дата публикации: 17.10.2017


Письмо Федеральной таможенной службы от 26.10.2017 № 21-101/60407 «Обзор типичных нарушений, подлежащих исключению из практики таможенных органов при принятии решений о корректировке таможенной стоимости товаров»

Письмо ФТС России
Министерства финансов Российской Федерации
от 26 октября 2017 г. N 21-101/60407
"Об улучшении качества принимаемых решений по таможенной стоимости"
 
 
В целях улучшения качества принятия таможенными органами Российской Федерации решений о корректировке таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров Аналитическое управление ФТС России направляет для использования в работе обзор типичных нарушений, подлежащих исключению из практики таможенных органов при принятии решений о корректировке таможенной стоимости товаров.

Начальникам таможенных органов обеспечить изучение прилагаемого обзора типичных нарушений и использование его в практической деятельности подчиненными таможенными органами и их должностными лицами.

 
Начальник
Аналитического управления
генерал-майор таможенной службы
Ф.А.Золотницкий
 
 
ОБЗОР ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ИСКЛЮЧЕНИЮ ИЗ ПРАКТИКИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ О КОРРЕКТИРОВКЕ ТАМОЖЕННОЙ
СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
 
Анализ деятельности таможенных органов Российской Федерации по осуществлению контроля таможенной стоимости и решений, принимаемых таможенными органами по таможенной стоимости, в том числе анализ практики применения Решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" показывает, что таможенными органами допускаются нарушения порядков контроля и корректировки таможенной стоимости, установленных правом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Такие нарушения приводят к взысканию не в полном объеме таможенных платежей и к созданию неравных условий для участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, по-прежнему наблюдается увеличение количества исковых заявлений, решения по которым принимаются не в пользу таможенных органов, увеличение числа жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов при осуществлении корректировки таможенной стоимости, которые признаются вышестоящими таможенными органами необоснованными и отменяются. В итоге снижается результативность мероприятий, осуществляемых ФТС России с целью повышения эффективности контроля таможенной стоимости.

Серьезную озабоченность ФТС России вызывает тот факт, что должностные лица таможенных органов, реализуя стоящие перед ними задачи по пополнению доходной части федерального бюджета, принимают решения (совершают действия) при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров без учета соответствующих положений права ЕАЭС, детального анализа заявленных сведений и представленных декларантом документов, без учета условий конкретной внешнеторговой сделки, в том числе факторов, оказывающих влияние на стоимость сделки, а также не принимая в расчет того, что указанные решения (действия) все чаще становятся предметом судебных разбирательств, по результатам которых они признаются судами незаконными, что не может не влиять на оценку законности деятельности таможенных органов в целом.

Таможенными органами делается выбор в пользу взыскания таможенных платежей, при этом не принимается во внимание, что таможенные платежи должны взиматься на законных основаниях и ровно в том объеме, в каком это предусмотрено законодательством.

ФТС России неоднократно обращала внимание начальников таможенных органов на то, что эффективность контроля таможенной стоимости, влияющая на пополнение доходной части федерального бюджета, во многом зависит от соблюдения должностными лицами таможенных органов требований права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В результате проведенного анализа типичных нарушений, допускаемых должностными лицами таможенных органов при принятии решений о корректировке таможенной стоимости товаров и выявленных по результатам обобщения судебной практики, работы таможенных органов по досудебному урегулированию споров с участниками внешнеэкономической деятельности в первом полугодии 2017 года, можно выделить следующие группы нарушений.

I. Нарушения процедуры контроля и корректировки
таможенной стоимости товаров
 
1. При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностные лица не исходят из того, что перечень признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, предусмотренный пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля таможенной стоимости товаров), не является исчерпывающим.

В частности, должностные лица при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров не учитывают наличие идентичных или однородных товарных поставок, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС с более высокими ценами по сравнению с оцениваемыми товарами.

2. При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностными лицами в нарушение пункта 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров перечень дополнительных документов, сведений и пояснений определяется без учета выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также без учета условий и обстоятельств рассматриваемой внешнеэкономической сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

Зачастую перечень запрашиваемых таможенным органом у декларанта дополнительных документов не соотносится с необходимостью подтверждения тех или иных сведений, заявленных декларантом.

Со стороны таможенного органа допускается необоснованное и произвольное истребование сведений, не влияющих на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости либо не имеющих значения для выяснения всех обстоятельств рассматриваемой внешнеэкономической сделки.

При этом документы, необходимые для подтверждения структуры заявленной таможенной стоимости товаров, у декларанта не запрашиваются.

В решениях таможенного органа о проведении дополнительной проверки не отражаются выявленные при осуществлении контроля таможенной стоимости условия внешнеэкономической сделки, которые могли повлиять на цену сделки, не указываются сведения, заявленные декларантом, которые на момент совершения таможенных операций не могли быть количественно определены и документально подтверждены, а также признаки, свидетельствующие о том, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными.

3. При установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в целях выпуска товаров должностные лица не руководствуются пунктом 16 Порядка контроля таможенной стоимости товаров и не используют для расчета суммы обеспечения, в частности информацию о стоимости товаров того же класса и вида, имеющуюся у таможенного органа.

4. В рамках проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров должностные лица не руководствуются пунктом 18 Порядка контроля таможенной стоимости товаров и не осуществляют сбор и анализ дополнительной информации о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в государственные органы и иные организации. Также не назначается таможенная экспертиза товаров и (или) документов в соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Таможенного союза при наличии оснований полагать, что документы, представленные при таможенном декларировании, могут быть поддельными или заявленные сведения о характеристиках товаров не соответствуют действительности.

Проведение дополнительной проверки осуществляется таможенным органом в основном в сроки выпуска после представления декларантом письменного отказа от представления дополнительно запрошенных документов и сведений, что, в свою очередь, приводит к принятию преждевременных необоснованных решений о корректировке таможенной стоимости товаров.

5. В нарушение пунктов 19 и 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров решения по таможенной стоимости товаров принимаются за пределами установленных сроков либо не принимаются до поступления соответствующих обращений декларантов в таможенные органы.

6. Принятие решений о корректировке таможенной стоимости товаров осуществляется ранее сроков представления документов, установленных в решениях о проведении дополнительных проверок. В данных случаях нарушается право декларанта доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

7. Направление нескольких решений о корректировке таможенной стоимости товаров.

8. Нарушение процедуры извещения декларанта об основаниях, по которым представленные при проведении дополнительной проверки документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной им таможенной стоимости (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18, письмо ФТС России от 07.10.2016 N 01-11/50784).

9. Наличие в запросе документов, которыми декларант не обладает либо не должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота, и использование довода о непредставлении таких документов в качестве обоснования принятого решения о корректировке таможенной стоимости товаров.

10. В решении о дополнительной проверке в качестве признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости указываются выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, не раскрывая того, в чем они выражены.

II. Нарушения при анализе представленных документов в рамках
проводимой дополнительной проверки и обосновании решения
о корректировке таможенной стоимости товаров
 
1. Основной причиной признания решений о корректировке таможенной стоимости товаров неправомерными по результатам рассмотрения жалоб, проведения ведомственного контроля и в результате судебного обжалования - это необоснованность изложенных в решениях о корректировке таможенной стоимости товаров выводов, в том числе в связи с ненадлежащим анализом представленных документов в рамках проводимых дополнительных проверок.

К числу необоснованных выводов, положенных в основу принятия решения о корректировке таможенной стоимости, относятся следующие:

- признаки возможной недостоверности заявленных декларантами сведений о таможенной стоимости товаров, выявленные в ходе анализа документов и сведений, представленных при декларировании, в том числе признаки наличия взаимосвязи между продавцом и покупателем товара;

- выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов, которые, в частности, не опровергают факт заключения хозяйствующими субъектами внешнеторговой сделки на определенных условиях (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров);

- непредставление участниками внешнеэкономической деятельности пояснений о влияющих на цену товаров (скидки, способы оплаты: предоплата, рассрочка, аккредитив и т.д.), в то время как такие пояснения в ходе проведения дополнительной проверки не запрашивались;

- непредставление декларантом ни одного из документов, запрошенных таможенным органов, и отсутствие причин, по которым такие документы не могут быть представлены, при этом отсутствует обоснование того, каким образом непредставленные документы влияют на неподтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товаров;

- утверждение того, что подпись продавца в товаросопроводительных документах отличается от подписи в контракте. При этом в ходе таможенного контроля экспертиза представленных в коммерческих документах подписей не проводилась, следовательно, доказательства того, что коммерческие документы подписаны разными лицами, у таможенного органа при принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров отсутствовали.

2. Принимаемые должностными лицами решения о корректировке таможенной стоимости товаров не содержат обоснования принятого решения, включающее в себя, в том числе, информацию о том, какие документы и сведения являются недостоверными, недействительными либо не подтверждают заявленные при декларировании сведения о таможенной стоимости товаров, обоснования неправильного выбора метода определения таможенной стоимости и (или) определения структуры таможенной стоимости товаров.

При принятии решения о корректировке таможенной стоимости таможенным органом должно быть указано законное основание такого решения, включая ссылки на соответствующие нормы права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

3. Отсутствие в обосновании принимаемого решения о корректировке таможенной стоимости товаров надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, обоснованности сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров.

4. Наличие противоречивых сведений относительно фактических обстоятельств. Например, в обосновании решения о корректировке таможенной стоимости товаров указывается, что декларантом:

- документы в рамках дополнительной проверки не представлены, хотя фактически декларант представил запрашиваемые документы в таможенный орган в срок, установленный в решении о проведении дополнительной проверки.

- не представлены прайс-листы производителя и продавца товаров, а также бухгалтерские документы, однако, фактически данные документы направлялись в электронную систему таможенного органа.

5. Принятие решения о корректировке таможенной стоимости товаров, несмотря на представление декларантом в рамках дополнительной проверки всех запрошенных документов.


III. Нарушения при определении скорректированной таможенной
стоимости товаров и ее расчета
 
В результате анализа нарушений, допускаемых должностными лицами при выборе метода определения и источника ценовой информации для корректировки таможенной стоимости товаров, к типичным можно отнести следующие нарушения.

1. Несоблюдение последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.

Например, при корректировке таможенной стоимости товара использовано заключение таможенного эксперта, при этом в базе данных деклараций на товары (далее - ДТ) за период, не превышающий 90 дней до даты декларирования оцениваемого товара, в распоряжении таможенного органа имелась информация об однородном товаре того же производителя, ввезенном иным участником внешнеэкономической деятельности.

При определении скорректированной таможенной стоимости товара, произведенного в одной стране, использовалась информация о товаре, произведенном в другой стране. При этом по результатам анализа базы данных ДТ установлено, что в распоряжении таможенного органа имелось достаточно сведений о таможенной стоимости однородных товаров по отношению к оцениваемым товарам.

2. Несоблюдение критериев идентичности/однородности, перечисленных в статье 3 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) (технические или физические характеристики, выполняемые функции, назначение, коммерческая невзаимозаменяемость).

3. Несоблюдение положений статей 6, 7, 10 Соглашения. Использование в качестве источника ценовой информации сведений о товарах, задекларированных после даты декларирования оцениваемого товара, при наличии в базе данных ДТ сведений о поставках однородных товаров в период, предшествующий 90 дням до даты декларирования.

4. Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производится без учета дополнительных единиц измерения (при наличии). Указанные расчеты не отвечают требованиям пункта 24 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2017 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".









Раскажите новость своим друзьям в социальных сетях:

Последние новости

17.10.2018
Администрирование импортного НДС передадут налоговой службе

Минэкономразвития (МЭР) предлагает изменить схему уплаты НДС при импорте товаров в Россию и передать его сбор Федеральной налоговой службе (сейчас налог собирает Федеральная таможенная служба), пишет РБК.

12.10.2018
ФТС потребовала от Росаккредитации усилить контроль за выдачей деклараций о соответствии

Федеральная таможенная служба (ФТС России) напомнила Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация), что в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной.

03.09.2018
У таможенной классификации случился «глюк» в программе

Из-за проблем с программным обеспечением участники ВЭД не могут подать в Федеральную таможенную службу (ФТС России) заявление о принятии решения по классификации товара. Программа КПС «Тарифы-Компоненты», с которой работает Управление товарной номенклатуры (УТН ФТС России), оказалась не совместима с Личным кабинетом участника ВЭД.

18.08.2018
Революция, о которой так долго говорили …, свершилась

Исполняющий обязанности руководителя ФТС России Руслан Валентинович Давыдов подписал письмо 01-11/50898 от 15/08/2018. Это долгожданное письмо подробно разъясняет должностным лицам таможенных органов чем надо руководствоваться при принятии решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в случае отсутствия знака ЕАС.

13.08.2018
Таможне все мало

Федеральная таможенная служба энергично наращивает доначисления. Она требует от участников внешнеэкономической деятельности доплатить 8,2 млрд рублей за шесть месяцев 2018-го, что в 1,5 раза выше уровня 2017-го и втрое больше того, что бизнес уже заплатил.

05.08.2018
Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 1 полугодие 2018 года

По итогам работы за I полугодие 2018 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 302 уголовных дела. Из них в отношении конкретных лиц возбуждено 883 уголовных дела...

05.08.2018
Запреты и ограничения: сертификат соответствия или декларация?

В ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру является соблюдение запретов и ограничений. В частности, статьей 7 приведенного правового акта определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

05.08.2018
Отложенное определение таможенной стоимости применительно к лицензионным платежам – быть или не быть?

21 июля 2018 года вступило в силу Решение Коллеги ЕЭК от 19.06.2018 №103, которым утвержден Порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров...

30.07.2018
Как подать декларацию в таможню при неработающем архиве декларанта

Декларацию возможно подать при неработающем архиве (ЭАД), если отвязать все документы от 44 графы и поставить «Признак представления документа» - 0

30.07.2018
Принят закон «О таможенном регулировании»

Закон о таможенном регулировании отвечает требованиям Таможенного кодекса по снижению издержек для бизнеса при общем повышении эффективности таможенного контроля.



Основные услуги


Мы работаем в следующих городах и регионах Российской Федерации:

Санкт-Петербург
Белгород
Брянск
Крым
Елец
Иваново
Калуга
Кострома
Ковров
Курск
Липецк
Новомосковск
Обнинск
Орел
Рыбинск
Рязань
Севастополь
Смоленск
Старый Оскол
Тамбов
Тула
Тверь
Владимир
Владивосток
Воронеж
Ярославль



Полезная информация




Партнерская реклама


  • Альянс Оптических Систем - оптовая продажа микроскопов
  •