Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб на таможенные органы за 2017 год


Дата публикации: 24.01.2018


Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб на таможенные органы за 2017 год

Практика рассмотрения ФТС России жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела за 2017 год

1. Рассмотрение обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, должно осуществляться в соответствии с порядком, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" в срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе.

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России), рассмотрев жалобу АО "М" на бездействие таможни по рассмотрению обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, установила следующее.

Декларантом АО "М" с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров - комплектующие для производства медицинского оборудования, на таможенный пост были поданы декларации на товары.

В связи с выдачей Министерством промышленности и торговли Российской Федерации документа о подтверждении целевого назначения сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, и отсутствия их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, АО "М" подало в таможню заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 31 января 2017 г.

Указанное заявление возвращено таможенным органом без рассмотрения, а также сообщено, что АО "М" вправе обратиться на таможенный пост за внесением изменений в сведения, указанные в ДТ, а также повторно обратиться с заявлением о возврате денежных средств не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

3 марта 2017 г. АО "М" с целью заявления льготы по уплате НДС подало на таможенный пост обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары. Не получив в установленный срок информацию о результатах рассмотрения указанного обращения, АО "М" обжаловало в ФТС России бездействие таможни.

В ходе изучения имеющихся в распоряжении ФТС России документов, установлено, жалоба АО "М" подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с "пунктом 2 статьи 191" Таможенного кодекса Таможенного союза внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 (далее - Порядок).

Согласно подпункту "а" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, данные сведения подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств - членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в том числе в случае выявления необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ.

В соответствии с пунктом 12 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем данного пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.

Обращение и документы, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.

В соответствии с пунктами 13 - 15 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения, составленного в произвольной форме, с указанием регистрационного номера ДТ, перечня вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснования необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия. При необходимости внесения изменений и (или) дополнений исключительно в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом, представление КДТ и ее электронной копии не требуется.

В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС при корректировке таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств - членов.

Согласно пункту 16 Порядка обращение должно быть зарегистрировано в таможенном органе с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.

Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства - члена в установленный законодательством этого государства - члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе.

Порядок рассмотрения обращений организаций таможенными органами регламентирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статьей 12 которого установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Как следует из пункта 17 Порядка, в случае если в ходе проверки документов, представленных в виде электронных документов, выявлена необходимость представления на бумажных носителях документов, подтверждающих изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, декларанту направляется требование о представлении таких документов с использованием информационных систем таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов.

Пунктом 18 Порядка определены основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ и установлена обязанность таможенного органа информировать в письменной форме декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.

В соответствии с требованиями пункта 19 Порядка при отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств - членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС.

Принятие решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, осуществляется должностным лицом в переделах сроков, установленных пунктом 16 Порядка.
Пунктом 20 Порядка установлено, что заверенная таможенным органом копия ДТ с внесенными должностным лицом изменениями и (или) дополнениями в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня внесения изменений и (или) дополнений, вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Таким образом, положениями приведенных норм установлена прямая обязанность таможенного органа в срок не позднее 30 дней с даты регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, рассмотреть его и по результатам рассмотрения либо отказать во внесении изменений и (или) дополнений сведения, указанные в ДТ, либо при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 18 Порядка, принять решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера и внесением соответствующих записей в ДТ и КДТ.

Согласно материалам жалобы обращение АО "М" поступило на таможенный пост 3 марта 2017 г. На основании пункта 6 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 3 июля 2014 г. N 1286, указанное обращение было направлено в вышестоящий таможенный орган - в таможню и зарегистрировано 6 марта 2017 г. Однако в срок, установленный пунктами 16, 19 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, данное обращение рассмотрено не было, решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, не принято, во внесении таких изменений не отказано.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что таможней нарушены требования Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, бездействие таможни является необоснованным.

2. При альтернативных условиях оплаты, определенных внешнеэкономическим договором (контрактом), положения пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" применены быть не могут, и у таможенного органа при наличии оснований остаются полномочия на проведение дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, несмотря на проведение дополнительной проверки в отношении идентичных товаров, ввезенных в рамках того же контракта.

ФТС России в ходе рассмотрения жалобы ООО "А" на решение таможни о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров установлено следующее.
На этапе совершения таможенных операций по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товара с использованием системы управления рисками таможней выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, ввезенных ООО "А", могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в связи с чем на основании "статьи 69" Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение о проведении дополнительной проверки, у декларанта запрошены дополнительные документы и сведения.

Выпуск товаров был осуществлен в соответствии с требованиями "статьи 196" Таможенного кодекса Таможенного союза при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом согласно "статье 88" Таможенного кодекса Таможенного союза.

По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом принято решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров.

Оценивая решение таможни о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров, ФТС России руководствовалась следующим.

В соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля таможенной стоимости) признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться следующие обстоятельства:

  1. выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
  2. установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
  3. более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
  4. более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
  5. более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
  6. наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
  7. наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).

Согласно пункту 14 Порядка контроля таможенной стоимости таможенный орган при проведении дополнительной проверки запрашивает у декларанта дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых определяется с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

Соответственно, исходя из пунктов 11, 14 Порядка контроля таможенной стоимости, дополнительная проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, обуславливающих расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении от декларанта пояснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.

В решении о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров указаны конкретные обстоятельства, расцененные таможенным органом как признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. Данные обстоятельства соответствуют признакам, перечисленным в пункте 11 Порядка контроля таможенной стоимости, и в совокупности свидетельствовали о возможной недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров.

Таким образом, у таможенного органа имелись основания для проведения дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров.

Довод заявителя о соблюдении условий, предусмотренных пунктом 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости при заполнении графы 44 указанной декларации как основания для применения таможенным органом его положений в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения.

Согласно пункту 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости в случае если декларируемые товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары, обстоятельства, указанные в пункте 11 данного Порядка, не рассматриваются в качестве признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. декларируемые товары и ранее ввезенные товары идентичны, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий поставки);
  2. при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска декларируемых товаров выявлены те же обстоятельства, указанные в пункте 11 Порядка контроля таможенной стоимости, что и при проведении таможенного контроля таможенной стоимости идентичных им товаров;
  3. в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам:
    • таможенная стоимость заявлена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
    • проводилась дополнительная проверка, по результатам которой заявленная таможенная стоимость была принята таможенным органом;
  4. декларация на товары в отношении декларируемых товаров подана в тот же таможенный орган, что и декларация на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам;
  5. в декларации на товары в отношении декларируемых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, заявлен регистрационный номер соответствующей декларации на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам;
  6. срок с даты принятия по результатам дополнительной проверки решения о принятии таможенной стоимости ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам, до даты регистрации декларации на товары в отношении декларируемых товаров не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками, но не более 180 дней.

ФТС России отмечает, что отсутствие сведений о фактической оплате декларируемых товаров, установленное таможней в качестве нового обстоятельства, препятствующего реализации данного пункта, таковым не является, в связи с тем, что приведенный подпункт 2 пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости прямо отсылает к пункту 11 Порядка, в котором такое обстоятельство отсутствует.

Таким образом, условие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости, ООО "А" при подаче ДТ соблюдено. Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы ФТС России установлено следующее.

Условиями внешнеторгового контракта определено, что покупатель оплачивает стоимость партии товаров, указанную в инвойсе, на условиях 100% предоплаты в течение десяти банковских дней с момента получения счета продавца путем перечисления на расчетный счет продавца.

В дополнительном соглашении к контракту указано, что приведенный пункт следует читать в следующей редакции: "покупатель оплачивает стоимость партии товаров, указанную в инвойсе, в течение шестидесяти календарных дней с даты оформления коносамента (транспортной накладной при передаче товара перевозчику) либо на условиях 100% предоплаты или подтвержденными первоклассным международным банком аккредитивами, открываемыми ОАО "Сбербанк России" г. Москва, по поручению покупателя в пользу продавца, на сумму, указанную в инвойсе".

Таким образом, сторонами контракта определены альтернативные условия оплаты поставляемых товаров. При этом, как следует из письма ООО "А" условия оплаты для каждой партии товара отражены в выставляемых инвойсах.

То есть фактически существенные условия сделки, при наличии альтернативных условий оплаты во внешнеторговом контракте, формируются для каждой партии товара в инвойсе и являются изменяемыми.

Согласно материалам жалобы, ООО "А" при декларировании был представлен в формализованном виде инвойс, не содержащий условия оплаты ввозимых товаров, и только в ответ на решение о проведении дополнительной проверки декларантом были даны пояснения относительно представления банковских документов по оплате товара и представлен инвойс на бумажном носителе с указанием конкретных сроков оплаты: "через 60 дней от даты коносамента".

Таким образом, требования, определенные подпунктом 1 пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости, согласно которым декларируемые товары и ранее ввезенные товары должны быть идентичны, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий поставки), на момент совершения таможенных операций не соблюдены.

Согласно пункту 4 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, в Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, представляемых таможенному органу одновременно с ДТ и ДТС, включены банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара.

Следовательно, с учетом приведенных норм ФТС России приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации для выяснения всех обстоятельств сделки, обуславливающих расхождении между заявленной величиной таможенной стоимости товара и ее проверочной величиной, а также иных условий, оказывающих влияние на цену товара, таможней обоснованно запрошены указанные в решении о проведении дополнительной проверки документы и сведения в отношении всех товаров, сведения о которых заявлены в ДТ.

Кроме того, необходимо отметить, что стоимость декларируемого товара отличается от стоимости ранее ввезенного идентичного товара. Данный факт также свидетельствует о несоблюдении условий подпункта 1 пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости, что в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами препятствует применению положений данного пункта в рассматриваемой ситуации.

Учитывая изложенное, решение таможни о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров является обоснованным.

3. Инструкция по применению медицинского изделия является документацией, позволяющей однозначно идентифицировать товар, входит в комплект набора и является его неотъемлемой частью, а не самостоятельным товаром, и в соответствии с основным правилом интерпретации единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 3б) данную инструкцию необходимо классифицировать в товарной позиции, к которой относится медицинское изделие, в связи с чем, отказ в применении ставки НДС в размере 10% является необоснованным.

ФТС России, рассмотрев жалобу ООО "Б" на решения таможенного поста об отказе в выпуске товара, установила следующее.

Декларантом ООО "Б" в графах 36, 47 таможенной декларации на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" заявлена ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10%.

В качестве документа, подтверждающего право на применение ставки НДС в размере 10%, декларантом представлено регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, выданное на медицинское изделие "Реагенты IN VITRO и расходные материалы для проточной цитометрии".

В графе 31 ДТ заявлены сведения о части декларируемого товара "Печатная инструкция", которая в вышеуказанном регистрационном удостоверении, как обязательная составляющая изделия, не указана.

На основании "части 1 статьи 201" Таможенного кодекса Таможенного союза в связи с несоблюдением условий выпуска товара, а именно, необоснованным заявлением на часть товара ставки НДС в размере 10%, так как комплектность товара не соответствует представленному регистрационному удостоверению, таможенным постом принято решение об отказе в выпуске товара.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2, пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение НДС по ставке 10% производится при ввозе медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых, освобождаются от обложения НДС в соответствии









Раскажите новость своим друзьям в социальных сетях:

Последние новости

03.05.2020
Ограниченя на вывоз медицинских изделий сняты

Правительство Российской Федерации сняло запрет на вывоз с территории РФ медицинских товаров

17.04.2020
Количество сотрудников таможни увеличится вдвое

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2020 года №509, предельное количество сотрудников региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, организаций, находящихся в ведении ФТС России, которым присваиваются специальные звания, увеличится с 13968 до 25834 единиц.

01.04.2020
В уголовный кодекс РФ внесены изменения

Сегодня приняты и опубликованы в установленном порядке поправки в статью 193 Уголовного кодекса РФ - “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации”

18.03.2020
Проверки - приостановить!

Михаил Мишустин дал поручения, направленные, в частности, на приостановление назначения выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок

04.02.2020
С 4 февраля 2020 года при перемещении свыше 100 тыс. долларов физлица обязаны предоставлять подтверждающие документы

C 4 февраля 2020 года при единовременном перемещении одним физическим лицом через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на общую сумму свыше 100 тыс. долларов США (в эквиваленте) одновременно с подачей пассажирской таможенной декларации необходимо предоставлять документы, подтверждающие происхождение таких средств.

27.01.2020
Новая форма пассажирской таможенной декларации

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 г. № 124
"О таможенном декларировании товаров для личного пользования"

07.01.2020
Транзит санкционных товаров только под пломбой

Вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации"

02.12.2019
Верховный суд отменил порядок проведения досмотра

Верховный суд Российской Федерации признал недействующим установленный порядок проведения таможенного досмотра



Основные услуги


Мы работаем в следующих городах и регионах Российской Федерации:

Санкт-Петербург
Белгород
Брянск
Крым
Елец
Иваново
Калуга
Кострома
Ковров
Курск
Липецк
Новомосковск
Обнинск
Орел
Рыбинск
Рязань
Севастополь
Смоленск
Старый Оскол
Тамбов
Тула
Тверь
Владимир
Владивосток
Воронеж
Ярославль


internal error: object has an error status 404 in getChildren_Objects()