Анализ судебной практики по спорам, связанным с отказом в предоставлении преференциального режима


Дата публикации: 11.12.2018


Анализ судебной практики по спорам, связанным с отказом в предоставлении преференциального режима Судебная практика по спорам, связанным с отказом таможенных органов в предоставлении преференциального режима, является немногочисленной.

Анализ рассмотрения судами данных дел позволяет выделить отдельные причины, по которым решения таможенных органов признаются неправомерными.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей названной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений (далее – ТК ТС), страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (пункт 2 статьи 59 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза (далее – уполномоченный орган), если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Пунктом 3 статьи 61 ТК ТС установлено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК ТС).

По мнению судов, целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.

На основании изложенного суды отмечают, что принятие таможенным органом решения об отказе в предоставлении тарифных преференций возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара, а также при наличии доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации сертификата, доказательств наличия существенных нарушений требований к форме и содержанию сертификата.

Так, в частности, суды указывают, что в случае, если таможенным органом не оспаривается по существу страна происхождения ввезенных товаров, то сертификат о происхождении товара не может быть признан ненадлежащим или фальсифицированным лишь по тому основанию, что в нем не указан
его регистрационный (референтный) номер при отсутствии иных нарушений в оформлении и заполнении представленного обществом сертификата,
а также в случае выявления нарушений в его оформлении и заполнении, но при наличии письма уполномоченного органа, подтверждающего факт выдачи такого сертификата.

Также судами признаются незаконными решения таможенных органов об отказе в предоставлении преференциального режима в случае, если такое решение принимается таможенным органом на основании результатов таможенных экспертиз, согласно которым, например, оттиски печати на сертификате и соответствующие образцы оттиска уполномоченного органа, имеющегося в распоряжении таможенных органов, нанесены разными печатными формами (печатями), или подпись на сертификате выполнена при помощи факсимиле, при этом таможенный орган не обращался в уполномоченный орган с запросом относительно спорных сертификатов в порядке статьи 61 ТК ТС.









Раскажите новость своим друзьям в социальных сетях:

Последние новости

02.12.2019
Верховный суд отменил порядок проведения досмотра

Верховный суд Российской Федерации признал недействующим установленный порядок проведения таможенного досмотра

13.11.2019
Центральная акцизная таможня: объем выданных импортерам акцизных марок позволяет обеспечить бесперебойные поставки алкогольной продукции к новогодним праздникам

Центральная акцизная таможня информирует: объем выданных импортерам акцизных марок позволяет обеспечить бесперебойные поставки алкогольной продукции к новогодним праздникам.

12.11.2019
В Минфине предложили исключить из УК две статьи за валютные нарушения

Невозврат валютной выручки и переводы нерезидентам по подложным документам министерство предлагает считать способом совершения преступлений и прописать в статьях о легализации доходов

10.11.2019
О некоторых изменениях в таможенной сфере с 10 ноября

С 10 ноября вступили в силу изменения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных документов

13.10.2019
Россия предложила создать общий финансовый рынок СНГ для защиты от валютных рисков

Формирование общего финансового рынка СНГ пойдет на пользу повышению конкурентоспособности всех стран Содружества, заявил президент России Владимир Путин.



Основные услуги


Мы работаем в следующих городах и регионах Российской Федерации:

Санкт-Петербург
Белгород
Брянск
Крым
Елец
Иваново
Калуга
Кострома
Ковров
Курск
Липецк
Новомосковск
Обнинск
Орел
Рыбинск
Рязань
Севастополь
Смоленск
Старый Оскол
Тамбов
Тула
Тверь
Владимир
Владивосток
Воронеж
Ярославль


internal error: object has an error status 404 in getChildren_Objects()