Анализ судебной практики по спорам, связанным с отказом в предоставлении преференциального режима


Дата публикации: 11.12.2018


Анализ судебной практики по спорам, связанным с отказом в предоставлении преференциального режима Судебная практика по спорам, связанным с отказом таможенных органов в предоставлении преференциального режима, является немногочисленной.

Анализ рассмотрения судами данных дел позволяет выделить отдельные причины, по которым решения таможенных органов признаются неправомерными.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей названной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений (далее – ТК ТС), страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (пункт 2 статьи 59 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза (далее – уполномоченный орган), если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Пунктом 3 статьи 61 ТК ТС установлено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК ТС).

По мнению судов, целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.

На основании изложенного суды отмечают, что принятие таможенным органом решения об отказе в предоставлении тарифных преференций возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара, а также при наличии доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации сертификата, доказательств наличия существенных нарушений требований к форме и содержанию сертификата.

Так, в частности, суды указывают, что в случае, если таможенным органом не оспаривается по существу страна происхождения ввезенных товаров, то сертификат о происхождении товара не может быть признан ненадлежащим или фальсифицированным лишь по тому основанию, что в нем не указан
его регистрационный (референтный) номер при отсутствии иных нарушений в оформлении и заполнении представленного обществом сертификата,
а также в случае выявления нарушений в его оформлении и заполнении, но при наличии письма уполномоченного органа, подтверждающего факт выдачи такого сертификата.

Также судами признаются незаконными решения таможенных органов об отказе в предоставлении преференциального режима в случае, если такое решение принимается таможенным органом на основании результатов таможенных экспертиз, согласно которым, например, оттиски печати на сертификате и соответствующие образцы оттиска уполномоченного органа, имеющегося в распоряжении таможенных органов, нанесены разными печатными формами (печатями), или подпись на сертификате выполнена при помощи факсимиле, при этом таможенный орган не обращался в уполномоченный орган с запросом относительно спорных сертификатов в порядке статьи 61 ТК ТС.









Раскажите новость своим друзьям в социальных сетях:

Последние новости

12.08.2019
Роспотребнадзор приостановил ввоз папайи из Китая из-за ГМО

Генно-модифицированная папайя была обнаружена в партиях свежих фруктов, в кашах быстрого приготовления, смесях сушенных фруктов. Вся продукция отозвана с реализации.

22.07.2019
Таможенная проверка как средство контроля

Мария Яковчик, начальник отдела таможенных проверок после выпуска товаров Службы таможенного контроля после выпуска товаров Северо-Западного таможенного управления

12.07.2019
Россия рассмотрит возможность снять запрет на поставку ряда товаров из Украины

Премьер-министр России Дмитрий Медведев пообещал рассмотреть просьбу лидера украинской партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Юрия Бойко о снятии в одностороннем порядке санкций с некоторых украинских товаров.

09.07.2019
Изменение таможенного законодательства в период с 8 по 14 июля 2019 г.

В указанный период в силу вступают 17 нормативных правовых актов, касающихся внешнеторговой деятельности, а 4 документа утрачивают силу.

08.07.2019
Проект Стратегии развития российской таможни до 2030 года рассмотрен бизнес-сообществом

Разработанный с учетом предложений бизнес-сообщества проект Стратегии развития таможенной службы до 2030 года был представлен деловым кругам 3 июля 2019 года в ходе совместного заседания Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики (ЭКС) и Общественного совета при ФТС России. Встреча прошла под председательством руководителя ФТС России Владимира Булавина с участием представителей крупнейших общероссийских общественных объединений – РСПП, ТПП России, Деловой России, ОПОРы России.

03.07.2019
Минтранс: распространение «Платона» на дороги регионального значения только обсуждается

Решение о распространении системы «Платон» на дороги регионального значения пока не принято, заявил журналистам министр транспорта России Евгений Дитрих. По его словам, вопрос расширения системы, которая распространяется на большегрузы массой свыше 12 тонн, на грузовики со средней массой на повестке дня не стоит.

01.07.2019
В Россию запретили ввозить ряд праворульных автомобилей из-за рубежа

В России с 1 июля начинает действовать запрет на ввоз праворульных машин, а также на ряд автомобилей с количеством посадочных мест более восьми

01.07.2019
Изменения с 1 июля 2019 года: обзор, таблицы и комментарии

Что изменится в российском законодательстве с 1 июля 2019 года? Чем важен 3 квартал 2019 года для бухгалтеров? Какие новшества произойдут по онлайн-кассам и госзакупкам? Как теперь покупать недвижимость с применением эскроу-счетов? Смогут ли застройщики предлагать участие в долевом строительстве? Какие товары подлежат обязательной маркировке? Корректировок и изменений с 01.07. 2019 довольно много. Мы подготовили подробный обзор самых важных изменений. Полагаем, что с ним будет полезно ознакомиться бухгалтерам, кадровым работникам, владельцам бизнеса и индивидуальным предпринимателям.

28.05.2019
ФТС могут отдать право проводить дознание по делам о контрабанде

Российской таможне могут передать право проведения дознания по делам о контрабанде сигарет, алкоголя и других товаров. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс предложил Минфин, проект уже проходит процедуру обсуждения.



Основные услуги


Мы работаем в следующих городах и регионах Российской Федерации:

Санкт-Петербург
Белгород
Брянск
Крым
Елец
Иваново
Калуга
Кострома
Ковров
Курск
Липецк
Новомосковск
Обнинск
Орел
Рыбинск
Рязань
Севастополь
Смоленск
Старый Оскол
Тамбов
Тула
Тверь
Владимир
Владивосток
Воронеж
Ярославль



Полезная информация




Партнерская реклама


  • Альянс Оптических Систем - оптовая продажа микроскопов
  •